Игровой рынок России
Прислано Prorok June 17 2009 19:32:03
Александр Михайлов, «Бука» (добавлено 20 января 2009 года)

Я сразу отвечу на 2, 3, 6 и 7-й вопросы — ибо это про одно и то же. В порядке уменьшения значимости кризис оказал следующее влияние:
Снижение уровня продаж. На разные категории по-разному. Новые суперхитовые релизы сейчас где-то минус 30% от того, что должно было бы быть. Качественные игры (то, что за срок жизни должно было превышать тираж в 100 тысяч) — где-то минус 50%. Остальные — в разы. Раньше я даже представить не мог, что новый игровой релиз может отгрузиться тиражом всего в 4 000 за первый месяц. Сейчас это реальность. Также и с бэк-каталогом: что-то на 30%, что-то в разы. Все это — вне зависимости от того, локализация это или российская разработка.
Ухудшение финансового состояния розницы, кризис неплатежей по всему рынку. Например у нас сумма ВСЕХ выставленных нам счетов меньше чем сумма ПРОСРОЧЕННОЙ дебиторки. Мы извиняемся за задержки платежей, договариваемся о переносах и т.д. Это очень неуютно, но это фигня по сравнению с первой причиной. Потому что это рассосется, надеюсь к концу весны. Кто-то никогда не заплатит, будет обанкрочен. Это обидно вдвойне, будут судебные разборки, но это все равно ерунда, тем более что вроде бы таких не так много.
Мягкая девальвация рубля. Большая часть обязательств у всех — в валюте со всеми вытекающими.
Невозможность кредитования. Иначе бы пункты 2 и 3 были бы не так страшны. Но пункт 1 все равно останется.

Реальные доходы населения в России впервые с 98-го года в 2008-м снизились по отношению к предыдущему году, а дальше еще хуже. Все вышесказанное плюс плохая предсказуемость следующего года приводят к необходимости работы с ценами, уменьшению сумм и сроков вложений в проекты (хуже всего в этом отношении российским проектам, т.к. возможности существенно уменьшать бюджеты зачастую нет), максимальному сокращению всех операционных расходов (реклама, расходы на персонал, оборудование и т.д.), очень аккуратной и жесткой работе с дебиторкой, остановкам отгрузок некоторым розничным клиентам. Существенно возрастает доля пиратства. Часть участников рынка не переживет следующий год. Прежде всего это касается розницы и разработчиков, возможно кого-то из медиа. Уменьшится канал дистрибуции: розница (особенно неспециализированная) сократит присутствие компьютерных игр на полках, закроется часть магазинов (и давно пора, а то часть сетевых магазинов обслуживать себе дороже). Существенно сократится количество выпускаемых проектов (и давно пора, потому что 1000 новых игр в год — слишком много). Все будут работать над внутренней оптимизацией (и давно пора, просто растущий рынок позволял делать что-то неэффективно, а перегретый рынок труда мешал делать резкие изменения).

Антикризисный план, я уверен, есть у всех. Другое дело, что их придется существенно корректировать в течении года, ибо ситуация меняется достаточно быстро и зачастую непредсказуемо.

Дмитрий Бурковский, «Новый Диск»

Самое прямое. Упали поступления денег из-за задержек платежей со стороны розницы, как следствие уменьшились обороты (за счет сокращения поставок тем, кто не платит). Дефицит денежных средств приводит к тому, что замораживаются проекты, сокращаются прямые и косвенные расходы. В следующем году, когда кризис ударит по доходом основной массы населения, упадут и реальные продажи.

Сергей Климов, Snowball Studios

Во-первых, мы скорректировали прогнозы по продажам на 2009 год и уменьшили гарантии в 1,5–2,5 раза почти по всем новым позициям, которые сейчас обсуждаем. Если в 2008 году цифра в 30 000 копий была нормальным результатом, то есть средний проект нормального жанра нормальной темы такое показывал предсказуемо, то в 2009 году это будет результат скорее хороший или даже очень хороший.

И есть теоретическая вероятность того, что по 2–3 уже подписанным играм (которые стоят в плане на конец 2009 года) нам придется все же начинать переговоры с партнерами о том, чтобы снизить реальные ставки по сравнению с контрактными, хотя я рассчитываю, что обойдемся без этого, так как репутация издателя во многом основана как раз на том, исполняются ли контракты вне зависимости от погоды. Я лично считаю, что должны исполняться, даже если конъюнктура просела.

Во-вторых, у нас стала меньше прибыль, как реальная, так и ожидаемая, в 2009 году, а значит уменьшился фонд для финансирования нового производства (Snowberry). Это не радует. В начале 2008 года мы планировали на 2009 год начало 5 новых проектов, включая одно совместное со шведами производство с бюджетом под 2 млн долларов. Сейчас я думаю, что осилим финансирование 3 игр среднего бюджета, и только в сотрудничестве 50/50 с европейцами, сами все 100% бюджета уже не потянем.

И такой еще момент: до кризиса большой упор в выборе и финансировании новых проектов был на игры, которые себя окупят в первую очередь с российских продаж (например, «Афганистан», который скоро объявим). Сейчас если я не могу найти для игры еще до начала производства европейского издателя, готового подписаться заранее, то финансирование открыть не готов, так как от российских продаж в 2009 году мы хорошего не ждем, и только на их основе бюджет вернуть не получится.

Ну и в-третьих, мы вряд ли будем повышать зарплаты по студии в ближайшее время, вот в декабре на performance review (у нас два раза в год происходит общение сотрудников с директорами студии) подняли зарплату только 3 людям из 17, до кризиса я бы сказал, что были планы поднять скорее 7-10, но, увы, ни лишних денег, ни потенциально повышенного дохода в 2009 году не предвидим.

Из забавного: я сам как один из директоров остался без премии по итогам этого года, мы с партнерами потратили деньги, чтобы отправить студию на каникулы на Мальдивы и оставить резерв на уже открытое производство (следствие наших судебных историй плюс общий риск плохих продаж 2009 года, против которого надо страховаться). Это не беда, не через год, так через три еще заработаем, просто в рамках, например, 2006 года, мне сложно было представить, что в ближайшем будущем, при постоянном росте рынка и увеличении числа выпущенных проектов, мы дорастем до того, что останемся без премии. Но я думаю, что такой reality check нам всем полезен, будет дополнительная мотивация заняться повышением эффективности процессов.